Критическое мышление можно ассоциативно сравнить с искусственным интеллектом. На входе исходные
данные, т.е. информация, на выходе - оптимальное решение поставленной задачи на основе синтеза и
анализа входящих данных. Возьмем, к примеру, один способов реализации ИИ - нейронную сеть:
математическую модель, выстроенную по принципу организации и функционирования человеческого мозга.
Рассмотрим одну из известных реализаций нейросети - многослойную однонаправленную сеть.
Функционирование многослойной сети осуществляется следующим образом: входной сигнал, подаваемый на
сеть, поступает на нейроны входного слоя, проходит по очереди через все слои и снимается с выходов нейронов
выходного слоя. По мере распространения сигнала по сети он претерпевает ряд преобразований, которые зависят
от его начального значения, от преобразующих функций и величин весов связей.
Звучит немного запутанно, но давайте рассмотрим на примере.
- Есть поставленная задача - подобрать хорошего репетитора для подготовки к ЕГЭ по предмету
с целью поступления на бюджет в вуз
- Есть база данных - например, анкеты репетиторов на сайтах, предлагающих соответствующие услуги
- Существует ряд возможных критериев оценки каждого репетитора (вектор признаков).
Например, возможные критерии:
- высшее образование по направлению
- педагогическое образование
- ученая степень
- победы в олимпиадах по предмету
- опыт работы в сфере образования
- возраст
- знание нюансов экзаменов
- количество положительных отзывов
- количество отрицательных отзывов
- наличие публикаций
- стоимость урока
- и другие
- Задача - сделать оптимальный выбор, т.е. среди множества критериев необходимо
выделить определенный набор, который и будет участвовать при формировании решения.
А также степень влияния каждого из выбранных признаков на результат.
Например, возьмем первые 5 критериев (высшее образование по направлению, педагогическое образование,
ученая степень, победы в олимпиадах по предмету, опыт работы в сфере образования).
Если мы будем опираться на критерии в таком виде, то сделать оптимальный выбор будет не просто.
Так как 1,3 и 4 критерии, по сути, свидетельствуют об одном - глубокое знание своего предмета,
но ничего не говорят об умении обучать, т.е. передавать свои знания.
Здесь нет четкого разделения на классы: "плохой" / "хороший" репетитор (линейной разделимости).
Мы точно можем сказать, что репетитор, который не обладает хорошими знаниями по своему предмету относится
к категории "плохой", но мы не можем сказать, что репетитор - "хороший" на основании глубоких знаний
своего предмета. Кто-то действительно сочетает хорошие знания и умение обучать, а кто-то нет.
Победы учителя в олимпиадах менее информативны для целей анализа, чем победы его учеников в олимпиадах.
Такой критерий как педагогическое образование означает что ты знаешь как нужно обучать в теории, но
теория и практика не всегда совпадают.
При этом последний критерий, опыт работы в сфере образования, напротив, имеет несколько общий характер. Опыт работы в сфере образования может
предполагать, например, работу методистом в школе. Мы можем трансформировать эти критерии в новые, более
информативные для нашей цели. Например, такие: победы учеников в олимпиадах, средний балл учеников по ЕГЭ,
опыт репетиторства, опыт работы преподавателем в вузе (желательно в том, куда вы собираетесь поступать).
Конечно, такая статистика далеко не всегда указывается в объявлениях в отличие от критериев первого уровня.
Эту информацию еще надо найти.
Имеем некоторую выстроенную модель.
Наша модель уменьшила разрядность (4 признака), плюс изменилась семантическая значимость самих признаков.
Этот процесс можно рассматривать в качестве своеобразного процесса построения иерархии признаков.
Каждый из признаков 1-го уровня в той или иной степени влияет на признак следующего уровня.
У каждого будет своя модель, в зависимости от индивидуальных потребностей заказчика и набор критериев будет варьироваться.
Здесь важно, что вы не берете первого репетитора, чье объявление попалось вам на глаза; и также не ставите
свое решение всецело в зависимость от чужих оценок, а принимаете свое решение путем анализа информации под ваши нужды.
Вся эта механика, т.е. грамотно и объективно сделанный выбор на основе имеющейся информации и будет
свидетельствовать о развитом критическом мышлении.
Критическое мышление предполагает сбор релевантной
информации, анализ этой информации и принятие взвешенного решения на основе этой информации.
Но информация далеко не всегда к нам доходит в готовом систематизированном виде, как в этом примере.
Здесь всю работу по сбору информации сайты репетиторских услуг сделали за нас. И то не всю, а только по критериям
1-го уровня. Иногда информацию приходится, что называется, собирать по крупицам. Например, путем анализа различных текстов из книг, статей, интернета;
разговоров с другими людьми и т.д. Умение анализировать текст является одним из ключевых навыков критического
мышления. Сюда относится: способность к интерпретации, умение выделить главную мысль и отбросить несущественное,
умение оценить аргументацию автора, способность увидеть в тексте скрытый смысл (при наличии), умение
отделять факты от мнений. Другим, не менее важным навыком критического мышления, является наблюдательность.
Именно путем наблюдения и умения подмечать детали можно добыть немало ценной информации.
После сбора информации наступает важнейший этап анализа этой информации и выведение заключений на основе
ее оценки. Здесь первостепенную роль играет развитое логическое мышление. Как говорят, критическое мышление и
логика - это сиамские близнецы; необходимо уметь разбираться в причинно-следственных связях.
Плюс, психология. Как собственная - для того, чтобы избежать когнитивных искажений, так и не менее важно
умение оценить психологию собеседника, автора, иначе говоря, источника получения информации.
Пройдите тест на критическое мышление.