Цвет – это отражение световых волн разной длины. Когда свет попадает на объект, он поглощает часть этих волн и отражает остальные (в зависимости от молекулярного состава его поверхности). Цвет предмета – это цвет отраженной волны спектра.
Можно сказать, что цвета как такового не существует, есть только восприятие цвета. Световые лучи, попадающие на глаз, трансформируются в нервные импульсы и по зрительным нервам передаются в мозг
Наши глаза устроены таким образом, что имеющиеся светочувствительные клетки (колбочки и палочки) способны реагировать на волны света с различными длинами. У человека в глазу лишь три типа сенсоров (колбочек), каждый из которых отвечает за восприятие своего цвета - красный, зеленый и синий участки спектра. Все остальные воспринимаемые нами оттенки образованы их комбинациями. Иными словами стимуляция разных видов колбочек с разной степенью интенсивности. Как смешение цветов в живописи в разных пропорциях.
Существует ряд цветовых моделей, определяющих цветовое пространство, то есть все разнообразие цветов цветовой палитры. Рассмотрим одну из наиболее распространенных цветовых моделей – модель RGB (Red, Green, Blue). Аддитивная цветовая модель RGB описывает воспроизведение любого цвета путем сложения (add) 3-х основных цветов.
Итак, имеем:
- 3 основных (первичных) цвета – красный, зеленый, синий
- 3 вторичных цвета, произведенных от трех основных – желтый, пурпурный, циановый (цвет морской волны).
Желтый=Красный+Зеленый; Пурпурный=Красный+Синий; Циан (Aqua)=Зеленый+Синий
- 6 третичных цветов, полученных от смешения вторичных и основных цветов – оранжевый, лазурный (голубой), шартрез (ядовито-зеленый), фиолетовый, весенне-зеленый, розовый
Оранжевый=Желтый+Красный; Лазурный=Циановый+Синий; Шартрез=Желтый+Зеленый; Фиолетовый=Пурпурный+Синий; Весенне-Зеленый=Циановый+Зеленый; Розовый=Пурпурный+Красный
Итого: получаем 12 цветов основной цветовой палитры.
Отметим эти цвета на цветовом круге.
Итак, есть 3 основных цвета, “вышедших из борьбы света и тьмы”, как красиво говорили наши предки, и есть все остальные цвета цветового круга, полученные синтезированием (смешиванием) в различных пропорциях трёх основных цветов.
Посмотрим, чего еще в природе (жизни) может быть три.
- Первое, что приходит на ум – Святая Троица в христианстве.
- Идем далее, три состояния вещества – твердое, жидкое и газообразное; трехмерное пространство; время распадается на прошлое, настоящее, будущее.
- Теперь обратимся к психологии. Имеем, “Ид”, “Эго”, ”Супер-эго” - три основных категории психоанализа. Далее, три базовые эмоции, лежащие в основе поведенческих паттернов человека – страх, стыд и вина. Три основных человеческих порока – гордыня, гнев и зависть.
Вот на этих последних мы и остановимся. В христианстве выделяют семь смертных грехов, то есть пороков которые являются непосредственной причиной других безнравственных поступков. Между ними тоже есть своя иерархия: выделяют грехи “душевные” (болезнь души) и грехи “телесные” (болезнь тела). А так как согласно религиозным учениям душа продолжает жить без тела, а тело без души нет и при этом даже после смерти наказание за “телесные” грехи не снимается, хотя тела уже нет, то получается, что “телесные” грехи происходят от “душевных”.
Итак, “душевные” грехи –
гордыня,
гнев и
зависть и производные от них “телесные” грехи –
лень,
похоть/чревоугодие,
алчность. Объединим похоть и чревоугодие в одну группу – как то неуемный аппетит к чему-либо. Тогда получим три основополагающих греха и три дополнительных, производных от первых.
Добавим сюда еще шесть пороков современного общества, производных от трех основных и трех дополнительных:
жестокость (равнодушие),
лицемерие,
безответственность,
хвастовство (бахвальство),
злорадство (злопамятность),
непостоянство.
Итого получим аналог нашего цветового круга, осталось их только правильно расположить.
Здесь все уже давно предопределено до нас и дошло до нас из глубины веков в виде устойчивых выражений.
Если хотите посмотреть соответствие порока определенному цвету - статья
Психология цвета (Цвет вашего порока)
(лучше это сделать после прохождения теста, чтобы исключить предвзятость).
А пока остановимся на причинах возникновения пороков.
Возникает вопрос: почему человек подвержен этим порокам?
Для ответа обратимся к двум путям познания вселенной – через рассудок (разум) и через чувства (ощущения). Две картины мира –
физическая картина мира и
когнитивная система восприятия мира шаманами древней Мексики. Интересно сопоставить некоторые выводы этих двух моделей. Тем более, что они на удивление схожи. С той лишь разницей, что в первом случае предметом изучения является физическое тело, а во втором энергетическое. Даже понятия, используемые при описании моделей совпадают – энергия, сила, импульс.
Объяснить человеческие пороки, то есть определенные душевные состояния посредством одного только разума не представляется возможным. В основе любого порока лежат эмоции, а в основе эмоций - энергия, поэтому ответ нужно искать именно в этой сфере.
Итак,
-
– физика (Й. Клечек, П.Якеш “Вселенная и Земля”)
Каждое тело на Земле и в космосе испускает электромагнитные излучения (фотоны) различной длины. Электромагнитное излучение мы можем представить себе двумя способами: в виде электрических и магнитных волн или в виде потока колеблющихся сгустков энергии – фотонов. Мы познаем Вселенную так же, как и нашу Землю с помощью света. Свет – это электромагнитные волны (т.е. электромагнитное излучение)
- учение древних шаманов (“видящих”) (К.Кастанеда “Внутренний огонь”)
Нет никакого объективного мира, а есть вселенная энергетических полей, которые видящие называют эманациями Орла. Люди составлены из эманаций Орла и, в сущности, являются каплями люминесцирующей энергии: каждый из нас окружен коконом, заключающим небольшую долю этих эманаций. … Сила, исходящая из эманаций Орла – непрерывная сила, ударяющая нас во всякое мгновение жизни. Видящие описывают ее в виде вечной линии разноцветных колец, или огненных шаров, которые непрестанно накатываются на человеческие существа. … Все мы подобны солнцу, но очень-очень тусклому. Наш свет чересчур слабый, но, как бы то ни было, это свет.
-
– физика
Если фотоны соприкасаются с какой-либо материей, то происходит одно из следующих явлений: рассеяние / отражение (при этом в материи не происходит никаких изменений), поглощение (при этом световая энергия переходит в различные формы внутренней энергии среды) и пропускание. Свойства отраженного, поглощенного и передаваемого излучения для разных объектов различны; зависят от вещества объекта (материи), от условий в которых он находится.
- учение древних шаманов (“видящих”) (К.Кастанеда “Внутренний Огонь”)
Давление, которое оказывают эманации, внешние по отношению к кокону и называемые “эманации в великом”, на эманации внутри него, одинаково для всех чувствующих существ, однако результат этого давления очень различен для них, поскольку их коконы реагируют на это давление совсем по-разному. … Могут случиться две вещи: они могут игнорировать импульсы эманаций в великом (отражение), либо использовать их весьма своеобразно (поглощение). Конечным результатом игнорирования этих импульсов будет рассудок, а результат использования каждого импульса специализированным образом известен как самопоглощение (нарциссизм). Вопреки рассудку, игнорирующему эманации в великом самопоглощенные лица используют каждый импульс и превращают его в силу, возбуждающую пойманные в коконе эманации.
Интересен также и тот факт, что во многих странах мира орел издревле считался символом солнца, хотя поверхностного сходства между ними не наблюдается.
Мы получаем широкий диапазон характеристик индивидуальных свойств человека – от холодной безэмоциональности до горячей возбудимости. То есть кто-то отражает (игнорирует) внешние “эманации” (энергетические потоки), кто-то поглощает. Когда говорят о непробиваемом, не дающем эмоционального ответа человеке, то используют выражение “как об стену горох” (т.е. от него все отлетает), и, напротив, про чувствительных, страстных людей говорят “принимает все близко к сердцу”. Степень возбудимости характеризует темперамент человека. Темперамент так и определяется - жизненная энергия, способность к внутреннему подъёму. Считается, что темперамент – качество биологическое, врожденное, а не приобретенное.
Для обычного человека мир кажется странным своим свойством либо нагонять скуку, либо быть с ним не в ладах
(К.Кастанеда “Дар Орла”).
Из физических законов нам известно, что чем больше тело поглощает тепла (энергии), тем больше оно и выделяет. А эмоции (как положительные, так и отрицательные) – есть не что иное, как высвобождение энергии, “любовь здесь так же эффективна, как ненависть или печаль”
(К.Кастанеда “Внутренний огонь”). “Излучать радость”, “излучать счастье”, “источать зависть”, “источать ненависть” – все есть звенья одной цепи. Но для характеристики темперамента человека одной шкалы недостаточно. В классическом варианте мы знаем 4 типа (холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник), то есть шкалы, по меньшей мере, две. Вторым критерием может служить размер кокона. Мы знаем, что если уменьшать пространство для газа (сожмем газ в сосуде), то его давление возрастает.
Внутри мы имеем только эманации, стремящиеся разрушить кокон. … Для видящего истина в том, что все живые существа стремятся к смерти – что останавливает смерть, так это сознание. Оно останавливает движение пойманных эманаций, которые стремятся разбить кокон, стремятся умереть
(К.Кастанеда “Внутренний Огонь”). Все мы знаем людей с неуемной жаждой жизни. Им всегда мало – мало деятельности, мало отношений; их энергия переливается через край. Такие люди не обращают внимание на здоровье, и даже при серьезных заболеваниях не откажутся ни от одной вредной привычки. Они спешат жить, ускоряют жизнь. А что значит ускорять жизнь – стремиться к смерти.
Теперь другой тип людей – рассудочный. Здесь тоже есть различия. Рассудочность флегматика и рассудочность психопата – это не одно и то же. Они отражают энергию, но кому-то хватает пусть даже небольших ее запасов, а кто-то чувствует глубинную пустоту. Отсюда и постоянный поиск “острых ощущений”. Им нечем наполнить себя.
Здесь также приходит на ум ассоциация психологического состояния таких людей с калением металла. Металл нагревают выше критической температуры, что приводит к изменению структуры материала, а затем быстро охлаждают. Это повышает прочность металла, но вместе с тем уменьшается пластичность и возрастает хрупкость. То есть слишком сильные потрясения (как правило, в детстве) приводят к тому, что человек перестает реагировать на внешние психоэмоциональные раздражители, но при этом становится неэмотивным, холодным и бесстрастным.
Я пробовал большой разврат и истощил в нем силы: но я не люблю и не хотел разврата. Вы за мной в последнее время следили. Знаете ли, что я смотрел даже на отрицающих наших со злобой, от зависти к их надеждам? Но вы напрасно боялись: я не мог быть тут товарищем, ибо не разделял ничего. … Обо всем можно спорить бесконечно, но из меня вылилось одно отрицание, без всякого великодушия и безо всякой силы. Даже отрицания не вылилось. …
(Ф.М. Достоевский “Бесы”).