"Зайцы" в бильярде — два шара, расположенные вплотную друг к другу

A
B
C
φ
δ
""
""
тангенсная линия
линия соударения (линия центров)
линия прицеливания
v_
O
биток
ПШ
Разложим вектор скорости на две составляющие: нормальную и тангенциальную.
Vнорм=V*cos(φ)
Vтан=V*sin(φ)
∠ φ - угол резки
Без учета потерь на трение между шарами тангенциальные составляющие скоростей шаров не изменяются, а нормальными составляющими они обмениваются.
Тогда при обычном соударении импульс, который биток передаст прицельному шару: mш*V*cos(φ).
Импульс будет направлен по нормали (линии центров).
При рассмотрении шаров, расположенных вплотную друг к другу, допускается предположение, что первоначально оба шара движутся как один, обладающий двойной массой.
Скорость битка в нормальном направлении Vнорм` (сразу после соударения): 12V*cos(φ)
Скорость битка в тангенциальном направлении Vтан` (сразу после соударения, без учета потерь на трение между шарами): V*sin(φ)
tg(δ)=Vнорм`Vтан`=12V*cos(φ)V*sin(φ)=12*(1tg(φ))=ABOA
- направление движения битка сразу после соударения
tg(φ)=OAAC
OA=AB*(2*tg(φ))=AC*tg(φ)
ABAC=12
Чтобы определить направление битка сразу после соударения в случае, когда шары расположены вплотную друг к другу, необходимо мысленно опустить перпендикуляр из любой точки линии прицеливания на воображаемую тангенсную линию (перпендикулярную линии центров). Искомое направление пройдет через середину этого отрезка.