A
B
C
φ
δ
""
""
тангенсная линия
линия соударения (линия центров)
линия прицеливания
O
биток
ПШ
Разложим вектор скорости на две составляющие: нормальную и тангенциальную.
∠ φ - угол резки
Без учета потерь на трение между шарами тангенциальные составляющие скоростей шаров
не изменяются, а нормальными составляющими они обмениваются.
Тогда при обычном соударении импульс, который биток передаст прицельному шару: .
Импульс будет направлен по нормали (линии центров).
При рассмотрении шаров, расположенных вплотную друг к другу, допускается предположение, что первоначально оба шара движутся как один, обладающий двойной массой.
Скорость битка в нормальном направлении (сразу после соударения):
Скорость битка в тангенциальном направлении (сразу после соударения, без учета потерь на трение между шарами):
→ - направление движения битка сразу после соударения
Чтобы определить направление битка сразу после соударения в случае, когда
шары расположены вплотную друг к другу, необходимо мысленно опустить перпендикуляр
из любой точки линии прицеливания на воображаемую тангенсную линию
(перпендикулярную линии центров).
Искомое направление пройдет через середину этого отрезка.
∠ φ - угол резки
Тогда при обычном соударении импульс, который биток передаст прицельному шару: .
Импульс будет направлен по нормали (линии центров).
При рассмотрении шаров, расположенных вплотную друг к другу, допускается предположение, что первоначально оба шара движутся как один, обладающий двойной массой.
Скорость битка в нормальном направлении (сразу после соударения):
Скорость битка в тангенциальном направлении (сразу после соударения, без учета потерь на трение между шарами):
→ - направление движения битка сразу после соударения